
В апреле 2013 года в рамках
работы творческой группы «Школы молодого учителя» проведены открытые уроки
«Молодые молодым». На открытом уроке для коллег молодые учителя
демонстрировали методику классического урока и применение новых педагогических
технологий. Современный урок, открытый в том числе, ценен не только получаемой
учащимися информацией, но и обучением их способам деятельности для получения
информации. Каждый молодой учитель на уроке стремился передать способ
творческой деятельности или стимулировал детей к созданию такового
самостоятельно, пускай и в начальной, примитивной форме.
Несмотря на значительные
изменения в жизни современной школы, урок по-прежнему является главной формой
обучения и воспитания. Границы урока остались почти неизмененными, а вот содержание
обогащается различными новациями.
Несмотря на малый опыт работы большинство
открытых уроков, на наш взгляд, отражали владение классической структурой урока
на фоне активного применения собственных наработок, как в смысле его
построения, так и в отборе учебного материала, в технологии его подачи.
Ведущую роль на уроках у молодых
педагогов играла форма организации познавательной деятельности учащихся. Степень
готовности усвоить новации учителей - наставников (как апробированные в течение
учебного года и усвоенные, так и примененные в порядке эксперимента впервые в
данном классе на данном уроке). Уровень взаимопонимания учителя и ученика на
уроке свидетельствовал об актуальности методик, используемых учителем, о его
творческом потенциале.
В мероприятии
приняли участие 30 молодых учителей из них 17 учителей провели открытые уроки, 17 наставников и 7 завучей школ №№2,3,4,5,6,8,9 (см. Программа мероприятия).

Работа с
молодыми учителями должна вестись планомерно, системно и систематически, иметь
конкретную практическую цель – подготовить высококвалифицированного
специалиста для работы в образовательном учреждении.
Важнейшим
средством повышения педагогического мастерства молодых учителей, является
методическая помощь наставников, завучей ОУ и методистов Городского
методического кабинета. В современных условиях в связи с модернизацией
образования роль методической помощи значительно возрастает. Повышаются требования
к педагогу. Современный педагог должен не только хорошо ориентироваться в своей
предметной области, но и владеть современными педагогическими технологиями,
уметь работать в информационном пространстве, быть способным к системному
действию в профессионально-педагогической ситуации, обладать креативными
способностями, аналитической и рефлексивной культурой.
Ежегодно
на уровне муниципальной системы проводилась панорама открытых уроков «Молодые
молодым». В этом году традиционное мероприятие приобрело новое направление: к
молодым подключились наставники.
«Единый методический день» в рамках «Школы
молодого учителя» был проведен 19 апреля на базе Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» (директор Альбицкая Елена Анатольевна) методистами
Городского методического кабинета Коровниковой Галиной Викторовной и Удальцовой
Александрой Ивановной.
«Единый
методический день», в качестве одного из компонентов системы повышения
квалификации не только молодых учителей, но и их наставников, стал связующим
звеном методической работы школ города, обеспечив творческую работу,
самообразование и совершенствование педагогического мастерства, а также анализ
и обобщение опыта методической работы с молодыми учителями в школах. В мероприятии
приняли участие 30 молодых учителей, 15 наставников, и завучей школ (
см. Программа мероприятия)
Участников «Единого методического дня»
приветствовали Главный специалист комитета образования Манзевитая Наталья Николаевна и директор МБОУ «СОШ№1» Альбицкая Елена
Анатольевна. Тематическую работу организовали руководители секций: учитель
английского языка МБОУ «СОШ №9», Федорова Елена Борисовна учитель музыки МБОУ
«СОШ №4», Удальцова Александра Ивановна методист ГМК. Руководитель пленарной
части для наставников и завучей образовательных учреждений, методист ГМК
Коровникова Галина Викторовна, занималась также общей координацией мероприятия.
"Урок есть открытие истины, поиск истины и
осмысление истины" – следуя этому девизу,
молодые учителя, со стажем работы
до 3 лет (Чоботько Всеволод Николаевич - учитель английского языка МБОУ
«Гимназия №5», Трудова Юлия Владимировна - учитель музыки МБОУ «СОШ№2», Худяков
Глеб Анатольевич - учитель информатики МБОУ «СОШ №1») давали открытые уроки для своих коллег и проводили
самоанализ. Наставники провели мастер-классы для молодых учителей по актуальным
темам: «Использование системы тестирования при подготовке к ГИА и ЕГЭ» (Колосова
Оксана Викторовна - учитель информатики МБОУ «Гимназия 5»), «Метод проектов на уроках английского языка» (Ахметова
Рена Мерсаидовна), «Методика подготовки детей к олимпиаде по музыке» (Федорова
Елена Борисовна), «Использование интерактивных
технологий на уроках в начальной
школе» (Попова Зоя Петровна - учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1») и
«Формирование УУД на уроке «Окружающий
мир» (Назарова Марина Николаевна - учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2»). Беседу
с молодыми учителями провела психолог Загривная Тамара Александровна, доцент
кафедры «Управления и экономики в
образовании» ЛОИРО, кандидат педагогических наук. Не отставали от наставников и
молодые учителя, демонстрируя свои мастер-классы: «Игровые технологии на уроках
английского языка» (Лошадкина Юлия Николаевна - учитель английского языка, МБОУ
СОШ №9), «Интернет-ресурс молодого учителя информатики» (Худяков Глеб
Анатольевич - учитель информатики, МБОУ СОШ №1), «Что для меня участие
в конкурсе профессионального мастерства?» (Преснякова Ирина Ивановна - учитель
английского языка, МБОУ «Гимназия 5»).
Современной
школе нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог,
психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на
практике, готовый к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако,
как показывает анализ школьной действительности и социально-педагогических
исследований, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической
деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может
протекать длительно и сложно. В современной теории образования
наставничеству как методу и способу адаптации молодого специалиста в
профессиональной деятельности уделяется большое внимание. Наставничество необходимо
понимать как процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, духовности,
подготовки ее к активному участию в
трудовой деятельности. В связи с этой установкой пленарная часть «Единого методического дня» была
посвящена вопросу организации наставничества и работе психологической службы с
молодыми учителями в ОУ. Присутствовавшие приняли активное участие в обсуждении
вопросов: «Модель организации методической работы с молодыми учителями в
образовательном учреждении» (доклад Шельминой Инны Юрьевны - заместителя директора
МБОУ «СОШ №6») «Психологическая служба в
помощь молодому учителю» (доклад Загривной Тамары Александровны, доцента
кафедры управления и экономики в
образовании ЛОИРО, кандидата педагогических наук).
Обсуждение
вопроса «Организация наставничества в образовательном учреждении» продолжилось за круглым столом в рамках обмена опытом СОШ №1, №2, №3, №5 №9, Гимназии №5. Подводя
итоги мероприятия, руководитель и координатор Галина Викторовна Коровникова
зачитала решение. (
см. Решение)

| 
| 
| 
| 
|
Участники мероприятия
| Вручение сертификатов
| Секция начальных классов
| Выступление Назаровой М. Н. | Самоанализ Трудовой Ю.В. |

| 
| 
| 
| 
|
Выступление Пресняковой И. И. | Выступление Федоровой
Е.Б. | Участники мастер-класса
| Мастер-класс Лошадкиной Ю.Н.
| Выступление наставника |

| 
| 
| 
| 
|
Мастер-класс Ахметовой Р. М. | Урок информатики МБОУ СОШ№1 | Выступление Удальцовой А. И. | Мододые учителя на уроке | Урок английского языка |

| 
| 
| 
| 
|
Урок Чоботько В.Н. | Беседа психолога | Выступление Шельминой И. Ю.
| Урок Худякова Г. А. | Выступление Загривной Т. А. |